Статья с сайта "Современный учительский портал"
Структура
технологии РКМ, разработанная американскими педагогами Куртис Мередит, Чарльзом Темплом и Джинни Стиллом,
стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам
когнитивной (познавательной) деятельности личности.
Цель
технологии РКМ
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и
в учебной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать).
Задачи
технологии РКМ
♦
Формирование нового стиля мышления
♦
Развитие базовых качеств личности
♦
Развитие аналитического, критического мышления
Критическое мышление








Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках
познания мира, литературы, русского языка, реже - на уроках математики
Структура урока
·
подготовительный – стадия вызова;
·
восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
·
присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
|
Функции
|
Вызов
|
·
Мотивационная (побуждение к работе
с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
·
Информационная (вызов на
«поверхность» имеющихся знаний по теме.
·
Коммуникационная (бесконфликтный
обмен мнениями).
|
Осмысление
содержания |
·
Информационная (получение новой
информации по теме).
·
Систематизационная (классификация
полученной информации).
·
Мотивационная (сохранения интереса
к изучаемой теме).
|
Рефлексия
|
·
Коммуникационная (обмен мнениями о
новой информации).
·
Информационная (приобретение
нового знания).
·
Мотивационная (побуждение к
дальнейшему расширению информационного поля).
·
Оценочная (соотнесение новой
информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка
процесса).
|
Приёмы технологии РКМ
§
Верные, неверные высказывания Кластер
§
Корзина идей
Мозговая атака
§
Дерево предсказании Эссе
§
Ромашка Блума Фишбоун
3 — что мы знаем
|
X – что мы хотим узнать
|
У — что мы узнали и что нам осталось узнать
|
Прием
Синквейн
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя .словами
Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть
темы.
Вселенная
Большая, красивая
Манит, влечёт, пугает
Вселенная
- это большой мир
Космос
Учитель
Душевный ,
открытый
Развивает,
открывает, думает
Много идей – мало
времени
Призвание
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом
диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы –
вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы
– вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения
анализировать
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Дайте три объяснения, почему. ..?
|
Кто...?
|
Объясните, почему...?
|
Что...?
|
Почему вы думаете...?
|
Когда...?
|
Почему Вы считаете..?'
|
Может. .?
|
В чем различие. . ?
|
Будет...?
|
Предположите, что будет, если.
|
Мог ли...?
|
Что, если...?
|
Как звать...? Было ли. ?
|
Согласны ли Вы. ?
|
Прием «Чтение с пометками INSERT».
Приём используется для того,
чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения
текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить
таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
V
(осознать новые знания)
|
+
(исправить неверные
предположения)
|
-
(исправить неверные предположения
|
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
|
Я это знал
|
Это для меня абсолютно новое
|
Это противоречит тому, что я знал
|
Я хочу знать об этом больше
|
Прием «Фишбоун»




![]() |
Факты
Методический
прием «Кластер».


![]() |
Учимся
прогнозировать. Важной способностью
сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью
обладают немногие.
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Сейчас в группах (по 3 человека) вы должны ответить на
вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер
вопроса.)
Верите ли,
вы …
- что Африка–
самый холодный материк?
- что в Африке
есть львы и леопарды?
- что вАфрике, как
и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?
- что в Африке нет
постоянного населения?
- что Африка
не принадлежит России?
- что рост птиц в
Африке достигает 120 см?
Приемы устной и письменной рефлексии.
Устная рефлексия учит публично
формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает
ответы на следующие вопросы:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно
сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Ромашка
Блума
В работе
с текстами часто используется классификация Б.Блума, в которой выделяется шесть
типов вопросов:
Бенджамин Блум
(1913 – 1999 г) – американский психолог и
педагог, создавший систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в
мире современного образования.
Шесть лепестков ромашки – шесть типов
вопросов.

1.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно узнать какие -то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие
вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что …», «Если я правильно поняла, что...» такие вопросы нужны для
предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он
только что сказал
3.Объясняющие
вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на
установление причинно-следственных связей.
4.Творческие
вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», в формулировке
есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы
изменилось, если бы...», «Как вы думаете ,как будут развиваться
события дальше»
5. Оценочные вопросы. Эти
вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений,
фактов: «Почему что-то хорошо, а что плохо?», «Чем один герой
отличается от другого?»
6.
Практические вопросы. Они
направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы
поступили на месте героя». Такая классификация помогает научить детей
самостоятельно задавать вопросы к тексту.
Прием
«Концептуальная таблица» помогает
ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями
или фактами.
Москва
|
Линии
сравнения
|
Санкт-Петербург
|
1.В какой части страны расположен
город?
|
||
2.Выход к морю
|
||
3.Транспортное положение
|
||
4.Положение на реке
|
||
5.Архитектура,
памятники
6.Первое
упоминание о городе
|
Работая по
технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать
свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий