пятница, 12 февраля 2016 г.

Технология критического мышления

Статья с сайта "Современный учительский портал"
Структура технологии РКМ, разработанная американскими педагогами Куртис Мередит, Чарльзом Темплом и Джинни Стиллом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности личности.


Цель технологии РКМ
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни (умение принимать взвешенные реше­ния, работать с информацией, анализировать).
Задачи технологии РКМ
          Формирование нового стиля мышления
          Развитие базовых качеств личности
          Развитие аналитического, критического мышления
Критическое мышление
*      это отправная точка для развития творческого мышления
*      это способность анализировать информацию
*      это способность задавать вопросы
*      есть мышление самостоятельное
*      Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления
*      начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
*      стремится к убедительной аргументации
*      есть мышление социальное
Технологию развития критического мышле­ния можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, реже - на уроках математики
Структура урока
·                     восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
·                     присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
Функции
Вызов
·                     Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
·                     Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
·                     Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания
·                     Информационная (получение новой информации по теме).
·                     Систематизационная (классификация полученной информации).
·                     Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
·                     Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
·                     Информационная (приобретение нового знания).
·                     Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
·                     Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Приёмы технологии РКМ
§     Верные, неверные высказывания                     Кластер 
§     Корзина идей                                          Мозговая атака 
§     Дерево предсказании                                        Эссе         
§     Ассоциации                                                     Таблица «тонких» и « толстых» вопросов
§     Инсерт                                                           Зигзаг
§     Ромашка Блума                                            Фишбоун
§     Бортовой журнал                                        Таблица ЗХУ                      
3 — что мы знаем
X – что мы хотим узнать
У — что мы узнали и  что нам осталось узнать







  Прием Синквейн
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя .словами
Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показы­вающая отношение к теме
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Вселенная
Большая, красивая
Манит, влечёт, пугает
Вселенная  - это большой мир
Космос
Учитель
Душевный , открытый
Развивает, открывает, думает
Много идей – мало времени
Призвание
               
Прием «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать





Толстые вопросы
Тонкие вопросы
Дайте три объяснения, почему. ..?
Кто...?
Объясните, почему...?
Что...?
Почему вы думаете...?
Когда...?
Почему Вы считаете..?'
Может. .?
В чем различие. . ?
Будет...?
Предположите, что будет, если.
Мог ли...?
Что, если...?
  Как звать...? Было    ли. ?

Согласны ли  Вы. ?








Прием «Чтение с пометками INSERT».
Приём используется для того,  чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.  
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
-
(исправить неверные предположения
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше











Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
                                                    Причина
 



                                                      Факты


    

          Методический прием «Кластер».
Овал: АрмияОвал: Флот   Кластер – это графическая  организация   материала,  показывающая  смысловые  поля того или иного понятия. Ученикам  предлагается   в   течение  3-5 минут  выписать ключевые слова по изучаемой теме и в  ходе  обдумывания   графически  изобразить   логические связи   между  этими  понятиями. Ученик   записывает   в   центре    листа ключевое понятие,   а   от    него   рисует      стрелки-лучи     в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою   очередь лучи расходятся далее и далее.                                                                                                   
 




                                                                                              

Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие.

Методический прием «Верите ли вы, что …»
Сейчас в группах (по 3 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

Верите ли, вы …
- что Африка– самый холодный материк?                                                                      
- что в Африке есть львы и леопарды?                                                                                             
- что вАфрике, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и   растительностью вокруг? 
- что в Африке нет постоянного населения?                                                                      
- что Африка не  принадлежит России?                                                                                    
- что рост птиц в Африке достигает 120 см?                                                                  

Приемы устной и письменной рефлексии.
Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?

Ромашка Блума

В работе с текстами часто используется классификация Б.Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:

Бенджамин Блум
 (1913 – 1999 г) – американский психолог и педагог, создавший систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.
 Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.
 220px-Bloom_Benjamin.jpg
1.Простые вопросы.
 Отвечая на них, нужно узнать какие -то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие  вопросы. Обычно они  начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …», «Если  я правильно поняла, что...» такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно  того, что он только что сказал
3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы»,  в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...», «Как вы думаете ,как будут развиваться   события дальше»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему  что-то хорошо,  а что плохо?», «Чем один герой отличается от  другого?»
6. Практические  вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя». Такая классификация помогает научить детей  самостоятельно  задавать  вопросы к тексту.


Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Москва
Линии сравнения
Санкт-Петербург

1.В какой части страны расположен город?


2.Выход к морю


3.Транспортное положение


4.Положение на реке


5.Архитектура, памятники

6.Первое упоминание о городе




Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий